Снова комиксы снимают. Именно с такими словами «просвещённый» зритель морщится на размахнувшуюся перед ним свеженаклеенную афишу. И снова будет не прав. Во-первых, отчего такое небрежение? Кино бывает разное, для избранных и не очень, такое, что без стограм не станешь смотреть, и такое, что потом вспоминаешь годами. Кто-то на одних фильмах засыпает, а кто-то — на других. Не всё ж под одну гребёнку клепать, нужны и болокбастеры без тени интеллекта, нужны и авторские картины. Каждому — своё, и пусть снимают, что хотят, зрителя никто в зал насильно не водит, а потому он волен выбирать.
И в том, что многие выбирают «красиво, но неглубоко», нет ничего страшного, и уж тем более — удивительного. Чтобы мэйджоры кинопроизводства могли тратить миллионы на серьёзное кино, должны греметь страшными цифрами сборов «Люди-пауки». А что до комиксов, мы их и правда не читали, к лучшему или худшему, так что успех или неуспех киношных их воплощений всегда — тот самый гамбургский счёт, о котором поют пуристы от кинематографа. Для всех этих миллионов зрителей ЧП — это кино и только кино, разве что молодёжь помнит его по популярным некогда консольным видеоиграм. А значит, суперпопулярнось оригинала тут ни при чём (кивнём в сторону Гарри П.), глядя на экран, ты оцениваешь всё с нуля — и стилистику, и драйв, и актёров, и спецэффекты, будь они неладны.
И «паучок» наш, как бы того ни хотелось некоторым товарисчам, выходит неплох, очень неплох. На любом фоне.
В первую голову фоном для него служит его же первая часть, которая некогда низвергла многие и многие мировые рекорды сборов, но запомнилась скорее нагромождением спецэффектов да симпатичной мордашкой Тоби Магуайра. Головокружительными трюками да могучей некомпьютерной графикой после ЗВ и первой «Матрицы» уж никого удивить было нельзя, так что внушительный коммерческий успех супердорогого в производстве фильма можно записать в достижения промоутеров и собственно компании «Марвел», владельца прав на комикс-оригинал. Основной его финансовый успех (более половины) пришёлся на американскую аудиторию, что и неудивительно. Полёты над Нью-Йорком на паутинке это, конечно, здорово. Но мало.
Так вот, вторая часть сериала вышла и бодрее, и красочнее первой. Режиссёр Сэм Раими (выходец, кстати, из когорты славных трэшеров, поставляющих нынче мировому кино буквально мастеров блокбастеростроения) принял все слабые места своего прежнего творения к сведению, выпустив на этот раз продукт более цельный, доведя эстетику трёхмерных полётов до совершенства (спасибо оператору всех трёх «Матриц» Биллу Поупу), но не забыв и про свои непосредственные обязанности — рулить актёрами.
Сам «паучок» Питер Паркер уже не походит на плоский рисованный скетч, проявляя недюжинную человекообразность: его донимает профессура университета, квартирный хозяин, теряет кредит на дом тётушка Мэй, его тайная любовь уходит к астронавту, а самого его увольняют с работы. Нет, это конечно не старик-Станиславский, но всё-таки, жизненные реалии тяготящегося своим суперменством героя. Да и заметно поживевшая за два года Кирстен Данст не производит больше впечатления картонной куклы. А уж когда её привязали к столбу да вымазали сажей… тут просто радость со слезами на мокром месте. Очень рекомендуем для просмотра юным барышням. Без тени шутки.
Не подкачал и саундтрек — композитор Дэнни Эльфман известен своими работами к огромному количеству кинокомиксов («бэтманиана», «Люди в чёрном» и др.), а также такими замечательными работами, как музыкальные темы к фильмам «Миссия невыполнима», «Крупная рыба», киномюзиклу «Чикаго», можно долго перечислять. В ЧП-2 он тоже постарался, расцветив картинку могучим звуком, без которого уже давно не бывает первосортного блокбастера.
А уж как помог фильму по части человекообразности «дежурный злодей» фильма профессор Октопус — харизматичный Альфред Молина с четырьмя железными хватательными конечностями. Браво, такого прелестного злодея я не видел со времён Человека-пингвина в исполнении Дэни де Вито. Просто мои аплодисменты стоя. А уж как энергично эти железные штуки грохотали весь фильм о камень, бетон и железо. Любо-дорого.
При таком могучем злодее (добром и симпатичном человеке, кстати) главный герой получает такое необъятное поле для подвига, что не воспользоваться этим — просто грех на душу брать. И паучок наш зажигает. Драка на крыше поезда метро может смело подавать заявку на звание лучшего мордобоя этого сезона, а уж последовавшая за ней героическая сцена в стиле «мы тут тормознули поезд» заслуживает овации. Даже несмотря на несколько перетянутый пафос.
А как вам спасение тётушки из лап? А мощный прыжок из-под капота ввергающегося в кафе вражеского такси? И заметьте, всё это — без натужного «слоу-мо» (мистер Поуп умеет это делать без выпучивания глаз), с улыбкой на лице, да с молодецким покриком! Не чаял уж такого мощного видеоряда посмотреть после «Матриц» и ЗВ.
Отдельное спасибо авторам за художественные титры в начале фильма. Это искусство практически вымирает, и каждое исключение из этого правила греет мою душу несказанно. Не могу не поблагодарить и исполнителей отечественной озвучки — умеют ведь, когда хотят! Что ни голос — песня. Ешё бы детей озвучивали по-разному, но это уже так, моё брюзжание.
Что же касается фильма в целом, да, фильм далеко не идеален даже для своего жанра, финальная баталия ЧП с Октопусом не слишком впечатлила, равно как оригинальная идея утопить ядро в реке. Но и тут мистер Раими постарался — приделал к финалу ещё один, и ещё один финал, скорее относящийся к началу третьей части, нежели к концу второй. И тем спас мероприятие, потому что снова вышло — бодро, оптимистично (ох уж эти нам расставания!), и с надеждой, что уже находящаяся в работе третья часть выйдет ещё более озорной и зажигательной, чем вторая. Которой, кстати, по всем данным грозит дальнейший финансовый успех в прокате. Прогнозы говорят о двухсотмиллионных сборах за первый уикенд, и если так пойдёт дальше, то вожделенный миллиард будет взят третьим фильмом в истории.
kinokadr.ru
|